Жила-была девочка, страдающая перфекционизмом.
Базовой ценностью девочки был безупречный результат. Она засиживалась допоздна в офисе, добиваясь того, чтобы каждая линия в презентации была выровнена по разметке, каждая цифра была подтверждена достоверными данными, каждая буква в отчете была достаточно аргументирована.
Девочку хвалили, но она никогда не была удовлетворена собой и своими результатами. В ответ на комплименты ее работе девочка отвечала что-то в стиле «да ну, ерунда, это так далеко от того, чего я на самом деле хочу добиться».
Главной потребностью этой девочки была обратная связь — восхищение. Но ни разу в жизни ни один профессиональный «Оскар» не принес ей настоящего удовлетворения. Она знала, что могла сделать лучше, и переживала из-за того, что все это видят.
Если какой-то ее результат получал нейтральную оценку, она плакала в офисном туалете от осознания безысходной никчемности.
Самым страшным кошмаром девочки были ошибки. Оплошности, опечатки, помарки убивали ее. Ночами она не могла перестать думать о том, что кто-то мог увидеть в отчете одну лишнюю запятую. Просыпалась внезапно в четыре утра, словно от удара током, прямо во сне вспомнив, что забыла добавить статистику в квартальное ревью. Подскакивала, вносила последние правки, после уже не могла заснуть и использовала это время на то, чтобы как следует подготовиться к выступлению и еще раз вычитать материал.
И хотя у девочки была в подчинении проектная команда, девочка всю важную и сложную работу делала сама, потому что дедушка так и говорил: «Хочешь сделать хорошо — сделай это сам!» (спойлер: глубинное убеждение, которое приводит к дезадаптивному поведению)*
Девочка старалась добиваться самых высоких целей, но почему-то на то, что другим давалось легко и непринужденно, у нее уходило гораздо больше времени. А иногда бывало такое, что девочка и вовсе не могла сдвинуться с места в какой-то работе, потому что понимала, что безупречного результата тут не добиться, ибо мало вводных, сырые данные, недостаточно проверки.
И тогда девочка мыла холодильник (вставьте нужное, например, листала соцсети, стирала шторы, вязала километровый шарф). В общем, делала что угодно, только не эту работу, потому что она выглядит сложно и заведомо бесперспективно для идеала. И девочка даже знала слово прокрастинация. И когда-то читала об этом в статьях популярных психологов.
Но что делать с этим, девочка не представляла. Потому что не представляла свою историю как проблему. Наоборот, девочка думала, что на молодец.
Целебное упражнение, спасающее почти от всего, включая геморрой:
Найдите в истории девочки 6 причин профессионального выгорания.
А если бы это был интерактивный сценарий. То я предложила бы вам выбрать финал из двух вариантов:
*Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) рассматривает дезадаптивные стратегии поведения как способы реагирования на трудности, которые в краткосрочной перспективе могут приносить облегчение, но в долгосрочной перспективе усугубляют проблему или создают новые.
Пример дезадаптивной стратегии — перфекционизм как способ справляться с завышенными требованиями к себе. Человек, стремясь к идеалу, устанавливает себе нереалистично высокие стандарты и считает, что только их достижение делает его достойным или успешным. Если что-то не получается идеально, он может испытывать сильный стресс, чувство вины или стыда.
Вместо того чтобы адаптивно корректировать свои ожидания или принимать свои ошибки, перфекционист продолжает гнаться за недостижимым, что приводит к эмоциональному выгоранию, тревоге или даже отказу от деятельности вообще. Таким образом, перфекционизм становится дезадаптивной стратегией, потому что он не помогает справляться с трудностями, а только усиливает давление и мешает жить сбалансированной жизнью.
КПТ помогает осознать такие паттерны и заменить их на более гибкие и реалистичные способы мышления и поведения.
Базовой ценностью девочки был безупречный результат. Она засиживалась допоздна в офисе, добиваясь того, чтобы каждая линия в презентации была выровнена по разметке, каждая цифра была подтверждена достоверными данными, каждая буква в отчете была достаточно аргументирована.
Девочку хвалили, но она никогда не была удовлетворена собой и своими результатами. В ответ на комплименты ее работе девочка отвечала что-то в стиле «да ну, ерунда, это так далеко от того, чего я на самом деле хочу добиться».
Главной потребностью этой девочки была обратная связь — восхищение. Но ни разу в жизни ни один профессиональный «Оскар» не принес ей настоящего удовлетворения. Она знала, что могла сделать лучше, и переживала из-за того, что все это видят.
Если какой-то ее результат получал нейтральную оценку, она плакала в офисном туалете от осознания безысходной никчемности.
Самым страшным кошмаром девочки были ошибки. Оплошности, опечатки, помарки убивали ее. Ночами она не могла перестать думать о том, что кто-то мог увидеть в отчете одну лишнюю запятую. Просыпалась внезапно в четыре утра, словно от удара током, прямо во сне вспомнив, что забыла добавить статистику в квартальное ревью. Подскакивала, вносила последние правки, после уже не могла заснуть и использовала это время на то, чтобы как следует подготовиться к выступлению и еще раз вычитать материал.
И хотя у девочки была в подчинении проектная команда, девочка всю важную и сложную работу делала сама, потому что дедушка так и говорил: «Хочешь сделать хорошо — сделай это сам!» (спойлер: глубинное убеждение, которое приводит к дезадаптивному поведению)*
Девочка старалась добиваться самых высоких целей, но почему-то на то, что другим давалось легко и непринужденно, у нее уходило гораздо больше времени. А иногда бывало такое, что девочка и вовсе не могла сдвинуться с места в какой-то работе, потому что понимала, что безупречного результата тут не добиться, ибо мало вводных, сырые данные, недостаточно проверки.
И тогда девочка мыла холодильник (вставьте нужное, например, листала соцсети, стирала шторы, вязала километровый шарф). В общем, делала что угодно, только не эту работу, потому что она выглядит сложно и заведомо бесперспективно для идеала. И девочка даже знала слово прокрастинация. И когда-то читала об этом в статьях популярных психологов.
Но что делать с этим, девочка не представляла. Потому что не представляла свою историю как проблему. Наоборот, девочка думала, что на молодец.
Целебное упражнение, спасающее почти от всего, включая геморрой:
Найдите в истории девочки 6 причин профессионального выгорания.
А если бы это был интерактивный сценарий. То я предложила бы вам выбрать финал из двух вариантов:
- Девочка выгорела, бросила всё и уехала жить в Саратов в старой бабушкиной квартире, чтобы посвятить жизнь выращиванию редкоземельных фиалок.
- Девочка записалась к психологу, проработала свои убеждения и дезадаптивные стратегии, обрела несколько эффективных способов справляться со своей тревогой, повысила самооценку и осознала границы своих возможностей, а также поверила в то, что самое главное — это двигаться маленькими шагами и замечать свои крошечные успехи. Тогда и настроение будет, и мотивация, и вдохновение.
*Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) рассматривает дезадаптивные стратегии поведения как способы реагирования на трудности, которые в краткосрочной перспективе могут приносить облегчение, но в долгосрочной перспективе усугубляют проблему или создают новые.
Пример дезадаптивной стратегии — перфекционизм как способ справляться с завышенными требованиями к себе. Человек, стремясь к идеалу, устанавливает себе нереалистично высокие стандарты и считает, что только их достижение делает его достойным или успешным. Если что-то не получается идеально, он может испытывать сильный стресс, чувство вины или стыда.
Вместо того чтобы адаптивно корректировать свои ожидания или принимать свои ошибки, перфекционист продолжает гнаться за недостижимым, что приводит к эмоциональному выгоранию, тревоге или даже отказу от деятельности вообще. Таким образом, перфекционизм становится дезадаптивной стратегией, потому что он не помогает справляться с трудностями, а только усиливает давление и мешает жить сбалансированной жизнью.
КПТ помогает осознать такие паттерны и заменить их на более гибкие и реалистичные способы мышления и поведения.